Единый общероссийский номер детского телефона доверия:
Помощь в трудной ситуации
![](/netcat_files/104/1571/prilozhenie_3_plakat_page_0001.jpg)
8-800-2000-122 (круглосуточно)
Уважаемые учащиеся, родители, законные представители, педагоги!
В нашей школе оказываются следующие виды помощи в трудной жизненной ситуации:
Социальная помощь
Общественный инспектор по охране прав детства (инспектор) – это человек, обеспечивающий взаимодействие между семьей, образовательным учреждением, в котором обучается их ребенок и другими организациями. Инспектор занимается изучением психологических и возрастных особенностей всех учащихся школы, организует различные виды социально полезной деятельности, помогает реализовать правовую защиту и социальную поддержку ребенка и семьи, направляет действия родителей и педагогов на предупреждение негативного влияния на развитие личности сложных детей.
Работа инспектора в школе заключается во взаимодействии:
- с детьми находящиеся в социально-опасном положении;
- родителями; - правоохранительными органами;
- социально-незащищенными семьями учащихся;
- педагогическим коллективом.
Главные задачи социального педагога (общественного инспектора)
1. создание здорового климата в школьном коллективе, особенно внутри классов;
2. организация внеучебного времени школьников, включение их в социально полезную деятельность организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества взрослых и детей;
3. осуществление постоянной связи с семьями учащихся, особенно из «группы риска»;
4. защита прав ребенка, в том числе от родительской жестокости;
5. формирование гуманных отношений между учителями и детьми;
6. оказание профессиональной помощи детям и их семьям по разрешению конфликтных и социально сложных ситуаций;
7. представление и защита интересов детей и их семей в различных государственных службах и общественных организациях;
8. организация профилактики употребления психоактивных веществ.
Направления работы
Ведущими направлениями деятельности Общественного инспектора по охране прав детства (ИПОПД) является,
во-первых, исследовательская, нацеленная на выявление причин дезадаптации детей и подростков;
во-вторых, профилактическая, связанная с предупреждением асоциальных поступков;
в-третьих, специальная работа по адаптации и развитию детей и подростков «группы риска».
Таким образом, основной объект деятельности - подростки и их социальное окружение.
общественный инспектор
Психологическая помощь
Зачем нужна школе психологическая служба?
Если вы поругались или подрались, у вас что-то украли, вас ударили и вы знаете обидчика, вы можете обратиться в службу школьной медиации
В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
Основные направления работы
На встрече выполняются следующие правила
Во время проведения процедуры медиации выполняются следующие правила:
1) Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
2) На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
3) Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
4) Вы в любой момент можете прекратить встречу или попросить индивидуального разговора с медиатором.
Кому оказывается психологическая помощь?
- Обучающимся
- Родителям
- Педагогам
Важным направлением деятельности школьного психолога является его консультативно-просветительская работа. Психолог видит каждого ребенка или взрослого не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и анализируя ситуацию в целом. Консультации должны проводиться для воспитателей, учителей, администрации, учащихся, родителей. Они могут быть индивидуальными или групповыми.
Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному педагогу - психологу:
Трудности в учёбе.
Взаимоотношения в классе.
Взаимоотношения с родителями, педагогами.
Выбор жизненного пути (будущей профессии).
Самоуправление и саморазвитие.
В нашей школе нет педагога - психолога.
Данную работу выполняет Общественный инспектор по охране прав детства.
Зачем нужна школе психологическая служба?
Современное состояние общества, обусловленное ростом темпов жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в природе, обществе и семье, показывает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах его развития.
Развитие в детстве, отрочестве и юности происходит очень динамично, поэтому как нигде актуальной является работа психолога в школе.
Организация психологической службы, являющейся основным звеном, организующим психологическое обеспечение в школе, преследует следующие цели и задачи. (Цели и задачи психологической службы определяются в соответствии с «Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации»/Приказ Министер-0ТВ8 образования Российской Федерации от 22.10.99 г. № 636).
Основные направления работы
диагностическая работа;
коррекционно-развивающая работа;
консультативно-просветительская работа;
Кому оказывается психологическая помощь?
-
Обучающимся
-
Родителям
-
Педагогам
Целью психологической помощи в школе является:
содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;
содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
оказание помощи обучающимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
Методическая помощь педагогам
Классному руководителю по изучению отношения слабоуспевающих учащихся к учебе: По «личному делу» ученика проследить его успеваемость за предыдущие годы, сделать вывод о динамике успеваемости. По классному журналу проследить систему проверки знаний учащихся, выявить динамику успеваемости. Получить от каждого учителя отзыв об учебной деятельности ученика в классе, об отношениях его к учебному предмет Добиться контакта с учеником, выявить мотивы его учения, отношение к отдельным учебным предметам, учителя. Просмотреть тетради ученика, изучить результаты его труда. Изучить отношение к учению в процессе наблюдения за учебной деятельностью ученика при посещении уроков (посетить с этой целью не менее 10- 15 уроков). Главное при посещении уроков обратить внимание на следующее: Был ли ученик на месте к началу урока, подготовил ли все необходимое, как вел себя при появлении учителя, сразу ли включился в работу. Какое участие он принимал в проверке знаний, как реагировал на оценку своих знаний, как вел себя при опросе других, слушал ответы, дополнял, не слушал, отвлекался, мешал другим, как реагировал на оценки других учащихся. Слушал или не слушал объяснения учителя, проявлял внимание ли невнимательность, устойчиво ли внимание ученика, если отвлекался, то... Владеет ли ученик навыками учебного труда, умеет ли работать самостоятельно, проявляет ли логичность, сознательность и самостоятельность суждений, какова культура речи, насколько активен ученик. Записал ли задание на дом. Как вел себя ученик после звонка с урока. В результате наблюдений за учеником на уроках постараться сделать выводы: 1. Имеет или не имеет заинтересованность к приобретению знаний (судя по степени активности на уроках, качеству выполнения домашних заданий, читательским интересам) 2. Имеет или не имеет устойчивый интерес к какому-нибудь одному или нескольким предметам, к тому или иному виду учебной деятельности. 3. Обладает или не обладает устойчивым вниманием к урокам, к выполнению заданий, к слову учителя. 4. Проявляет ли настойчивость, стремление к овладению знаниями на уроках. 5. Живо или безразлично относится к тому, что делается на уроках, что говорит учитель, что отвечает учащийся. 6. Проявляет ли любознательность к чему- либо. 7. Как относится к выполнению домашних заданий (выполняет, не выполняет, выполняет частично). 8. Как управляет своим поведением на уроках. 9. Как относится к положительным и отрицательным оценкам его знаний учителями (какова реакция: безразличие, радость, возмущение, громкий протест). Рекомендации по работе с застенчивыми детьми: Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого. Низкая адаптивность. В школьном возрасте- ипохондрики- за свое здоровье, родных. Появляются навязчивость и чрезмерная мнительность, застенчивость. Важно, как выглядит в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают. Склонны к суициду. Внушаемы. 1. Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности. 2. Не включать его в игру во время болезней, дать работу, когда здоров. 3. Включать в посильные общественные дела. 4. Хвалить самостоятельность. 5. Стимулировать личную ответственность. 6. Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать. Отношения ровные, открытые. Ребенок должен принимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативно относиться к своему поступку, но не к личности в целом. Ребенок должен расставаться с Вами, успокоившись. 7. Если уровень его притязаний завышен, помогите найти адекватный. 8. Быть осторожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребенок выбегал из класса- это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен. 9. Можно на время освободить от работы- дать время упокоиться. 10. Иногда можно позволить отвечать с места или письменно. 11. Как правило, эти дети из семей по типу воспитания высокой моральной ответственности. И для этих детей самое страшное- ошибиться или кого- то подвести. Задача учителя научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы. Рекомендации по работе с замкнутыми (аутичными) детьми: Этих детей характеризует выраженный аутизм (уход в себя, отстраненность от мира и его боязнь). Ребенок испытывает определенные страхи. Склонны к развитию логического мышления. Нетипичные интересы (о строении мира, о потустороннем мире). Любят много читать. Развита речь. На часто формально. Негативные черты: эмоциональная холодность. Не испытывает большой привязанности к родителям, эмоциональная тупость. Он не интересуется чьим- либо мнением, он безразличен к внешнему миру. Способны на странные поступки (сбросить кота с 6 этажа, но не из желания убить, а посмотреть, как он приземлится). Самосохранение притупляется, может пройти по карнизу. Не имеет друзей - он одиночка. В дружбе подчиняемый, а не лидер. Не смотрит в глаза. 1. В работе попробовать опираться на его сильные стороны. Мораль не действуют вообще. Полезно приучить его, так как для него главное, чтобы оставили в покое. «Не важно, как выглядит для других, важно для себя». 2. Ничего не навязывать, а приспосабливаться к ним. 3. Не призывать к совести, не читать морали. 4. Учитывать наличие страхов, методом наблюдения определить тематику страхов. Потом прорисовать их. Например, вместо ножа в руке нарисовать букет цветов. Страх сопряжен с любопытством- помочь преодолеть эту стену. 5. Помочь в развитии речи, внимания, моторики, формирование навыков изобразительной деятельности. 6. Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги. 7. Стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со сверстниками и взрослыми. 8. Учитывать интерес к точным наукам- математике, физике. 9. Отношение с учениками строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не повязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к классному коллективу. Рекомендации педагогам и направления работы с «Одаренными детьми»: 1. Индивидуальный личностный подход в учебной деятельности. 2. Создание условий для развития способностей ребенка (индивидуальные программы обучения, работы в кружках, внешкольных учреждениях). 3. Возможность контакта со способными учащимися из других учебных заведений. 4. Оказание внимания на развитие моральных качеств личности ( скромность, терпимость по отношению к другим, трудолюбие, забота о ком- либо). 5. В контакте с этими детьми исключать такие крайности, как восхваление, демонстрацию способностей, игнорирование, так как такое поведение и отношение может привести к нежелательным последствиям. Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми: 1. Игнорируйте истерические реакции. 2. Предупредите класс, чтобы он не обращал внимание на ребёнка в момент истерики. 3. Хвалите позитивные поступки такого ребёнка для закрепления нового стиля поведения. 4. Не стремитесь угодить. 5. Не обращайте постоянное внимание на его плохое настроение. Это его подсознательная цель. 6. Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки. 7. Займите такого ребёнка таким видом деятельности, чтобы он смог своим трудом выделиться среди сверстников, а не своим поведением, т.к. он жаждет признания. 8. Если у ребёнка высокий уровень притязаний, определите круг доступных притязаний. 9. Не попадайте под его влияние и не позволяйте манипулировать собой, т.к. он лжив и способен входить в доверие. 10. Критикуйте поступки ребёнка, а не его личность. Позволяйте ему проявлять эмоции бурно, но не грубо, в рамках дозволенного. 11.Усильте систему поощрений и наказаний (наказание неподвижностью) 12. Если ребёнок осознал свой проступок, то побеседуйте с ним. Беседа должна быть запоминающейся. 13.Устраните влияние всепрощающих взрослых, требования должны быть едины. 14. Ужесточить режим, пресекать бесцельное времяпровождение. 15. Ребёнок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков. Контроль не должен быть постоянным. 16. Не позволять выполнять другое дело, пока не завершит первое. 17. Чётко ориентировать ребёнка в понятиях «хорошо», «плохо», «надо». 18. Повышайте самооценку ребёнка, уверенность в себе. Факторы создания благоприятного психологического климата урока. Педагогическая деятельность, как известно, может осуществляться в разных формах, среди которых особое место занимает урок. Урок, как основная форма организации обучения школьников, прошел длительный путь своего становления и совершенствования. В настоящее время совершенствование урока обуславливается современными целями обучения, воспитание и развитие творческой, высоко нравственной личности, особенностями совместной деятельности учителя и учиться по достижению запланированной цели. Гуманное проявление современного урока можно наблюдать в самом его начале: учитель обращается с учащимися с приветливой улыбкой, интригующим сообщением, что сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным материалом, знание которого пригодится не только при дальнейшей учебе, но и в жизни. Учитель с первых минут стремится обратить внимание на всех учащихся: сильных, средних и слабых. При этом на уроке создается атмосфера доброжелательности, комфорта и ориентации на победное учение.
общественный инспектор
Служба школьной медиации
Главная цель медиации - превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей). Школьная медиация нужна для мирного решения проблем.
НАМ ВАЖНО: обеспечивать первичную профилактику конфликтных ситуаций, а при наличии конфликта — помочь «сесть за стол переговоров» и вместе договориться о решении.
Служба школьной медиации как команда взрослых и обучающихся стремится В процессе медиации каждый участник, как ребенок взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта.
Служба школьной медиации как команда взрослых и обучающихся стремится
В процессе медиации каждый участник, как ребенок взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта.
Если вы поругались или подрались, у вас что-то украли, вас ударили и вы знаете обидчика, вы можете обратиться в службу школьной медиации
Медиация (примирение) - это способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо или лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного участия в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Школьные службы примирения внедряются в школах уже много лет.
Службы школьной медиации являются еще одним инструментом урегулирования школьных конфликтов. Работа школьной медиации регулируется Письмом министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации». Федеральный Закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» раскрывает понятия, как медиатор, медиативное соглашение, процедура медиации.
Школьная служба медиации это:
Разрешение конфликтов силами самой школы.
Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
Профилактика школьной дезадаптации.
Школьное самоуправление подростков школы.
Условия, при которых конфликтная ситуация может быть рассмотрена службой
Если вы:
- поругались или подрались
- у вас что-то украли, вас побили и вы знаете обидчика
- если вас обижают в классе и т.д.
Что такое конфликт?
Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.
Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.
В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.
Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.
На встрече выполняются следующие правила
- Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
- На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
- Чтобы не было лишних разговоров после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы
Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы
общественный инспектор
Уполномоченный по правам ребёнка
Основными цели и задачи уполномоченного образовательного учреждения
- обеспечение взаимодействия семей, учителей и детей по вопросам защиты прав ребенка;
- содействие правовому просвещению участников образовательного процесса;
- обеспечение гарантий защиты прав и законных интересов ребенка
Уполномоченный по правам ребёнка в "Кваркено"
Куда ещё можно обратиться
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации села "Кваркено"
Адрес комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации села Кваркено
с. Кваркено, ул. 1-я Целинная 18, тел. 2-24-00